Детям о деньгах: после 7 уже поздно!

Твитнуть

Когда речь заходит о раннем развитии, мы сыплем терминами и знанием методик. Когда в разговоре упоминается детское питание, мы поражаем эрудицией и знаниями о режиме, пользе витаминов и способах приготовления детской пищи.

 

А когда задумываемся о приучении детей к деньгам, чаще стушевываемся и признаемся себе, что «как идет – так идет», «ну как получится». Уж слишком непростая это тема.

 

Кто-то из родителей даже возмутится: что за приучение такое? Дети же – не «собака Павлова»! Под приучением к деньгам мы подразумеваем многое – знания о них, умение их считать, сберегать, откладывать, рационально расходовать с учетом жизненных приоритетов. Это необходимый минимум.

 

Западные родители (из США, Европы) стремятся обучить детей еще и финансовой грамотности, планированию и инвестированию и даже зарабатыванию денег. В конце концов, умение грамотно обращаться с деньгами – это не просто реакция на привычные раздражители (даже собаке Павлова это не подвластно). Это навык, который не возникает просто так, «из ниоткуда». Этому надо учиться. И этому надо обучать.

 

Эксперт по финансовой грамотности и автор книги «Дети и деньги» Евгения Блискавка подтверждает: «Детей нужно целенаправленно обучать обращению с деньгами, потому что это такой же необходимый навык для жизни и развития, как забота о личной безопасности и здоровье, как общение, обучение и пр. В целом же это основа для построения комфортного будущего».

 

У страха глаза велики…

 

Почему нас, родителей, смущает эта тема? Вероятно, потому, что она требует такта и разумного, сбалансированного подхода: с одной стороны, нам хочется, чтобы дети не «зацикливались» на деньгах, не мерили ими счастье и успех; с другой стороны, мы осознаем, что ответственное отношение к деньгам, умение их сохранять и приумножать – это навык, который, безусловно, пригодится детям во взрослой жизни.

 

Традиционно в нашей стране деньги как ценность отрицались. Их, как и секса, «не было». Неудивительно, что нашим родителям пришлось очень непросто в эпоху перестройки и перехода на так называемые «рыночные» рельсы. Поколение, выросшее после перестройки, о деньгах знало уже больше – о том, как нелегко они достаются и как быстро превращаются в обычные бумажки (кризисы 1998 и 2008 года были талантливыми «учителями»). Возможно, поэтому своих детей от опыта обращения с деньгами мы стараемся оберегать, откладывая его в долгий ящик под грифом «успеется еще».

 

По мнению эксперта по финансовой грамотности и автора книги «Дети и деньги» Евгении Блискавки, результаты отсутствия финансовой грамотности мы наблюдаем уже сейчас: «Молодые россияне, которые сейчас находятся на пике способности зарабатывать – в массе своей живут от зарплаты до зарплаты, причем с ростом этой самой зарплаты картинка редко меняется, так как автоматически «подрастают» и потребности. Многие россияне не имеют практически никаких сбережений даже на «черный день», уже привыкли платить в два раза больше за возможность немедленно получить поездку в отпуск, крупные покупки или автомобиль. Большинство абсолютно не имеет никакой защиты от рисков и не готово к неприятным жизненным ситуациям».

 

Детский психолог Ирина Кузьмина подчеркивает: «Не так страшно молчание о деньгах, как недоверие их ребенку, подавление стремления к самостоятельности (к принятию решений), ведь это приводит к тому, что, получив свободу от родителей, «взрослый ребенок» тратит весь свой бюджет сразу, а потом «живет в долг», или «от кредита до кредита». Также могут быть и более плачевные результаты – у ребенка появляется желание завладеть чужими деньгами (легкие деньги), что в конечном итоге приводит не к самому радужному будущему».

 

Психологи придерживаются официальной позиции, что знакомить детей с понятием денег полезно с раннего возраста (единого мнения о том, какой именно должен быть возраст, нет), а давать в руки деньги — только тогда, когда «они действительно нужны», когда ребенок сталкивается с ситуациями, где он должен, например, оплатить покупку. Получается, что с деньгами многие дети имеют дело лет с 7. Вот только разумно ли это?

 

После 7 уже поздно…

 

Исследования показали: жизнь обогнала все научные выкладки. Дети научились тратить деньги (освоили оплату за товар из электронного кошелька или картой), и активно пользуются этим навыком раньше 7 лет. По данным TNS Россия, в 2012 году российские дети потратили на покупки 191 млрд. рублей. Согласно исследованию детского портала Tvidi.ru, 49% детей в возрасте от 6 до 15 лет совершают самостоятельные покупки. При этом о разумности и оправданности покупок речь заходит редко (компьютерные игры, приложения для мобильных телефонов, валюта в онлайн-играх).

 

Несмотря на то, что во многих развитых странах в школьную программу входят уроки по финансовой грамотности, а в России большинство родителей дают детям карманные деньги (считая это лучшим способом обучить ребенка обращению с деньгами), подрастая, далеко не все дети имеют хотя бы минимальное представление о понятиях, без которых невозможна современная жизнь — о кредите, страховании и т.д. Согласно результатам исследования уровня финансовой грамотности 15-летних школьников, проведенного ОЭСР и Всемирным банком, школьники из России заняли 10-е место в рейтинге из 18 стран. Лишь 23% подростков продемонстрировали навыки базовой финансовой грамотности, и 17% не показали даже их.

 

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и гуру теорий раннего развития детей, когда-то объявил на весь мир: после 3 лет уже поздно начинать развивать мозг ребенка. Известные специалисты в области управления деньгами и инвестирования Роберт Кийосаки и Бодо Шефер добавили: после 7 лет уже поздно учить детей обращаться с деньгами разумно.

 

Ну, положим, мы с ними согласны. Тогда с чего, когда и как начинать? Можно выделить несколько основных этапов обучения детей обращению с деньгами. Оговоримся, что все дети разные, и возрастные границы указаны условно, усреднено.

 

Личный пример

 

Это подготовительный и одновременно универсальный этап. Ученые выяснили, что многие дети – вне зависимости от того, обучают их обращаться с деньгами или нет, усваивают не правила и принципы, которые им озвучивают, а правила и принципы, которым родители следуют сами. Да, банально, но, как и во многих аспектах воспитания, здесь работает личный пример. Обсуждение финансовых вопросов при детях не должно быть семейным табу. Чем старше становится ребенок, тем чаще можно спрашивать его мнение о той или иной крупной покупке, учитывать его при выборе места семейного отдыха и вариантов досуга.

 

2 года: что такое деньги?

 

Начинать можно довольно рано: как только ребенок начинает просить игрушки в магазине и узнает магию слова «купи!» (приблизительно в возрасте 2 лет). Это сигнал для родителей, что пора познакомить детей с понятием денег. Естественно, бесполезно приводить ребенку энциклопедическое определение денег. Вполне достаточно объяснить, что папа и мама не могут просто захотеть – и взять с прилавка чужую вещь. За нее нужно отдать бумажки. Эти бумажки папа с мамой получают на работе – если хорошо ее выполняют. Нет бумажек – нет покупок.

 

4-5 лет: как хорошо уметь считать!

 

Вторым этапом будет приобретение ребенком навыка счета денег (возраст — 4-5 лет). Универсальный вариант для всех родителей и очень любимый детьми – игра в магазин или в автобус (продвинутая версия – игра в банк). С ребенком постарше можно осваивать детскую «Монополию». Полезной будет красивая, яркая копилка – она начнет учить ребенка основам сбережения.

 

5-6 лет: купи хлеба и молока

 

Третий этап — поручения и «самостоятельные» (под присмотром родителей) покупки ребенка (5-6 лет). Именно сейчас он на практике усваивает понятие ценности и конечности денег (на цену хлеба не купить радиоуправляемую машинку), получает шанс применить навыки счета денег на практике («как это, забыл про сдачу?»)

 

6-7 лет: все и сразу

 

loading...

Следующий этап комплексный: в возрасте 6-7 лет важно привить ребенку рациональное отношение к деньгам. Каждый родитель волен выбрать собственную стратегию. Кто-то ограничится душевными беседами, а кто-то подключит «тяжелую артиллерию»:

 

получение ребенком карманных денег;

заведение собственного кошелька (в том числе электронного), собственной карты (с родительским контролем расходов);

финансовое планирование — определение приоритетных целей и способов их достижения («хочешь радиоуправляемую машинку? каждую неделю откладывай из своих карманных денег половину, тогда сможешь через 2 месяца ее себе купить»).

По словам Ирины Кузьминой, каждый этап обучения обращению с деньгами помогает привить ребенку полезные для полноценной взрослой жизни навыки: так, складывание денег в копилку обучает ребенка расставлять приоритеты и планировать, ставить цель и достигать ее; обсуждение семейного бюджета разовьет навыки аргументации. В идеале же к 7 годам у ребенка должно сформироваться адекватное представление о деньгах и разумное к ним отношение.

 

Какой вариант подойдет вам и вашему ребенку, решать вам. Евгения Блискавка советует: «Я – за практический подход, но в некоторых случаях без разговоров все равно не обойтись, хотя бы потому, что ребенку многие процессы поначалу будут непонятны. Некоторые упражнения требуют предварительной подготовки. Например, для того чтобы изучить на практике подход к бережному потреблению и «умному» походу в магазин, нужно вместе составить список, чтобы потом на практике совершать совместную закупку и «отлавливать» уловки магазина. Одно без другого не работает, но перевес должен быть однозначно в сторону практики».

 

Евгения также напоминает: «Крайне важно, как строится беседа. Если это назидательная лекция – ребенку станет скучно. А если вы спрашиваете его мнения по «взрослым финансовым вопросам» и открыто делитесь своим, разбираете интересные примеры финансового поведения из сказок, фильмов, жизни – то даже беседа может превратиться в увлекательное совместное приключение».

 

Ирина Кузьмина подчеркивает: «В разговорах о деньгах не стоит возвышать или недооценивать их, а придерживаться золотой середины».

 

7-8 лет: деньги на карманные расходы

 

Тема карманных расходов вызывает у родителей больше всего вопросов. Когда начинать выдавать? Сколько? Оплачивать ли хорошие отметки, помощь по дому?

 

«Относитесь к карманным деньгам, как к «снаряду для тренировки» жизненно важных навыков разумного финансового поведения», — советует Евгения Блискавка. – «Карманные деньги можно выдавать с 7-8 лет, именно для тренировки, но ни в коем случае не как средство наказания или поощрения, или оплаты за прямые обязанности ребенка. Выдавая карманные деньги, важно на старте проговорить с ребенком сумму, периодичность ее поступления и назначение – очертите перечень того, на что ребенок может расходовать полученные средства.

 

С появлением прав по самостоятельному распоряжению бюджетом должны появиться и обязанности – по ведению учета расходов и отчета перед родителями за них. Но при этом помните, что ребенок имеем право на собственные ошибки, которые являются неотъемлемой частью обучения. Сумма? Например, американцы чаще всего выдают детям такое количество долларов в неделю, сколько лет ребенку. Но мне кажется, что тут нет правила, и сумма зависит от индивидуальных возможностей семьи. Посчитайте, сколько вы примерно тратите в неделю на те статьи, которыми теперь будет ребенок распоряжаться сам в рамках своего бюджета (на шоколадки, журналы, мелкие игрушки и пр.),– вот примерно исходя из этой суммы можно определить размер карманных денег. Лучше дать чуть меньше сначала и постепенно увеличивать бюджет, чем дать больше, чем семья себе может позволить, и потом сумму урезать. Еще один важный момент – периодичность: чем младше ребенок, тем чаще».

 

Подсказки для родителей

 

Чем серьезнее тема (а деньги – уже серьезно!), тем она сложнее, и тем проще освоить ее в игре. Евгения Блискавка советует подключить весь «боевой арсенал», который вы сможете найти.

 

Книги:

 

Джейн Перл «Дети и деньги. Уроки финансового благополучия»

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

Гейл Карлиц «Руководство для начинающего инвестора»

Бодо Шефер «Пес по имени Мани, или Азбука денег»

Игры:

 

«Монополия»

«Денежный поток»

«Инвестор 2000»

«Фермер» (в «Одноклассниках»)

Интерактивные проложения:

 

программы для учета расходов,

депозитные и кредитные калькуляторы банков,

калькуляторы для личного финансового планирования.

Евгения советует как можно чаще придумывать ребенку практические задания: «Составьте план движения к целям. Разберитесь с домашней бухгалтерией. Испытывайте смекалку упражнениями вроде «маленькие, но по 3, или большие, но по 5 – что выгоднее?».

 

Устройте соревнование по экономии в магазине (все сэкономленное от покупок по списку может пойти в бюджет ребенка в качестве бонуса). Организуйте «контрольную закупку» – пусть ребенок сам проведет анализ и найдет лучшее по цене-качеству решение. Создайте домашний банк и заключайте с ним договора. Заведите вместе акцию и наблюдайте за ее поведением. Напишите бизнес-план для бизнес-идеи ребенка, и т.п.».

 

Безусловно, после 7 лет обучать ребенка финансовой грамотности еще не поздно, — как не поздно учить ребенка читать после 3 лет. Но чем раньше вы заложите «фундамент» знаний о деньгах – при помощи бесед, игр и личного примера,- тем быстрее и естественнее будет проходить обучение.

 

Вспомним популярную народную мудрость: «Не в деньгах счастье – а в их количестве». Финансовые эксперты и психологи перефразируют: «Не в деньгах счастье — а в умении ими распоряжаться». Если в наших силах вырастить из детей счастливых взрослых, то почему бы не попытаться?

рейтинг: 5 из 5, голосовало 1
Поделиться в Facebook!